Очерк критериев эффективности

Итак, для оценки армии необходимы специфические критерии эффективности. Естественно, данный вопрос никак не разработан в официальной науке. Те крохи статистики, что применяются в самой армии, даже отдалённо не отражают социальной ситуации в ней, неся лишь общую рутинную информационную нагрузку, и используются лишь для оценки проблем комплектования, внутреннего обеспечения материальной базой и уровня преступности. При этом все элементы официальной информации используются не столько для аналитической оценки ситуации, сколько в качестве показателя качества работы нижестоящих чинов перед вышестоящими, что само по себе располагает к недомолвкам, сокрытиям и приписываниям в отчётности.

 

Конечно, наличие такой статистики имеет значение. Но лишь для внутренних нужд армии, причём, в наличном её состоянии. Для комплексной научной оценки она явно не годится.

 

Её можно использовать как материал для анализа, да и то с оговорками. Так, официальное число преступлений в частях не соответствует реальному в разы. Для применения официальных данных необходимо ввести усреднённый коэффициент, умножение на который официальных цифр даст близкий к реальности результат (см. главу о преступности в армии). И для оценки эффективности инструментов поддержания порядка в армии и степени её дисциплинированности следует уже использовать полученный результат и сам коэффициент, сравнивая их с таковыми в других обществах и в другие исторические периоды.

 

Важно также иметь в виду, что критерии эффективности армии имеют выход и на остальные элементы социальной организации общества. Прежде всего, некоторые из них могут использоваться для оценки иных социальных структур. Но при этом результирующие данные для некоторой социальной структуры и для армии могут существенно отличаться. Они могут быть несравнимы в принципе в силу уникальных особенностей этих социальных явлений. Такие данные можно сравнивать, да и то с поправками, лишь с такими же данными для других армий. Однако некоторые критерии могут быть общими для всех институтов общества и допускать сравнение различных институтов. Всё это надо учитывать и очень осторожно и взвешенно подходить к сравнительным оценкам.

 

По ходу работы мы будем отмечать некоторые критерии, сравнивать по некоторым показателям разные армии. В случае необходимости, такие критерии можно собрать в отдельный список. Но лично я не вижу в этом настоятельной необходимости. Здесь критерии применяются в контексте тех или иных явлений и социальных институтов. Извлечённые из своего контекста, они потребуют дополнительных расшифровок и пояснений. Да и терминология в работе использована весьма специфическая, – вне работы пояснений потребуется ещё больше. Так что для упрощения структуры работы и её понимания я предпочёл употреблять критерии в отношении тех институтов, к которым они применимы, и в контексте глав, где эти институты рассматриваются.