Деды как политики

Деды позволяют черпакам черпать настолько сильно, насколько они сильнее черпаков. При полном доминировании дедов активность черпаков сводится к минимуму. Иногда активность черпаков обусловлена тем, что деды сознательно перекладывают на них самые грязные операции, вмешиваясь лишь в конце. Получается ситуация, когда дедам даже не надо заморачиваться наказаниями, так как молодые уже зашуганы черпаками и видят в дедах определённую поддержку от крайностей черпаков, подчиняясь им беспрекословно и с радостью.

 

Вообще баланс взаимоотношений черпаков и дедов очень тонок, они притёрлись ещё в бытность черпаков духами, а дедов – слонами, и привычка друг к другу во многом сглаживает отношения. Сглаживает их и необходимость совместно подавлять бунты молодых, что вынуждает держаться вместе. В результате деды дают черпакам волю, пусть и до определённого предела, а черпаки не претендуют на статус дедов, признавая если не их первенство, то, уж точно, уважая их скорый дембель.

 

Так что если появляется какой-то очень отмороженный черпак, его просто выделяют из остальных черпаков, поручая управление молодыми и вмешиваясь лишь иногда, в порядке исключения. Обычно такой черпак объединяет других черпаков вокруг себя, как официальный лидер, и сам начинает ограничивать сослуживцев от крайностей отношений к молодым, считая лишь себя вправе допускать подобные крайности. Деды же его в этом только поощряют, общаясь с прочими черпаками, в том числе, через него. Такой фактический лидер обычно выделяется и офицерами, и уже ему, а не дедам попадает за личный состав молодых. Подобное положение для дедов часто бывает только на руку, вообще избавляя от любой ответственности.

 

Другая политическая задача и вовсе объединяет дедов и черпаков, как бы они друг к другу ни относились, и в общей форме может быть сформулирована небезызвестным выражением: «разделяй и властвуй». Старшие всеми силами стараются не допустить объединения молодых для совместного выступления против дедовщины и армейских порядков. Для этого они вовсю используют коллективные начала, которые уже неплохо освоили за время службы на собственной шкуре.

 

Прежде всего, деды и черпаки, в противоположность разобщённости молодых, пользуются своей общностью, а равно усвоенными навыками давления на психику, приобретённым или развитым умением бить и унижать. Для особенно строптивых они также используют своё привилегированное положение, уважение к старикам со стороны офицеров. Ситуация, когда строптивый молодой отправляется на гауптвахту за невыполнение приказа дедушки-сержанта, является наиболее хрестоматийной, отражающей всю силу устава для дрессировки тех, кого не может выдрессировать дедовщина.

 

Помимо метода кнута, используется и метод пряника. Правда, он применяется лишь к избранным из числа молодых, которым суждено стать фактическими лидерами. Таких вводят в свои ряды и используют для контроля за прочими молодыми. К остальным психологически сильным молодым также пытаются найти индивидуальный подход, иногда даже освобождая их от наиболее унизительных работ, - чтобы не разжигать напряжённость и не провоцировать таких субъектов.

 

Иногда на строптивца пытаются воздействовать через остальных молодых. Для этого есть много проверенных средств. Можно заставить остальных делать физические упражнения, а строптивца – смотреть, и через некоторое время сами молодые начнут участвовать в принуждении своего к порядку. Можно спровоцировать драку строптивого с кем-то из молодых или черпаков, а затем, используя влияние стариков на весь коллектив, заставить всех говорить дознавателям о вине самого молодого.

 

Выбор тех или иных средств – дело индивидуального подхода, и дедам приходится изощряться в политическом лавировании. Особенно эффективным будет метод, которого никто не ожидает. Например, у чрезвычайно строптивого молодого есть девушка, и все знают, что он её очень сильно любит, и это даёт ему силы для сопротивления нажиму. Так вот, можно подделать письмо от друга с гражданки, который расскажет о женитьбе любимой девушки молодого. Неожиданно? Ещё как! А молодой после этого или сломается, или покончит с собой. В общем, неожиданными решениями можно одерживать победы не только большим полководцам, но и маленьким командирам – дедам. Самые изобретательные на этот счёт пользуются наибольшим уважением в коллективе, гораздо большим, нежели физически сильные и преуспевшие в боевых искусствах. Ведь они – опытные и прошедшие через все круги ада фактические лидеры, выбившиеся ещё во времена своей духанки.