Зависть

Зависть является одним из основных мотивов поведения людей в армии. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что большинство слепых, животных реакций коллектива на действия отдельного индивида субъективно воспринимается его членами через зависть, совмещённую с эгоизмом и неумением или нежеланием понять ближнего. Человек говорит себе: «А почему он лучше устроился?», «А почему ему меньше служить, чем мне?», «Он же меньше отслужил, чем я, так почему же он так хорошо устроился?», «А почему ему достался больший кусок?» и т.д., и т.п. И универсальный ответ на все эти вопросы: «Так пусть же ему будет хуже!»

 

Зависть возникает в ситуации, когда один человек в отношении другого оказывается социально или физически в лучшем положении. Тот, кому хуже, рассуждает так: если тебе лучше, чем мне, это несправедливо. Зависть обычно основана на элементарном животном эгоизме человека, который до конца способны преодолеть единицы. Обычно человеку удаётся лишь загнать этот эгоизм внутрь, где он «пережёвывается» в сознании, преображаясь в затаённую зависть, готовую в любой момент выплеснуться наружу злорадством или стремлением унизить того, кому завидуют. Следовательно, зависть, как основанная на сочетании инстинкта с вполне сознательным мотивом, чрезвычайно устойчива и может длиться гораздо дольше прочих эмоций, в отличие от того же страха или даже злости. Она буквально заражает человека, с течением времени укореняясь всё сильней.

 

В армии человек постоянно в коллективе, поэтому за ним следит множество глаз, в которых любая мелочь может вызывать зависть. Главное, что почти каждая мелочь подмечается этими глазами: коллектив видит всё. Мелочная же зависть членов коллектива порождает реакцию коллектива как целого. Чем дольше человек служит, тем на большее число мелочей обращает внимание и тем болезненней на них реагирует. Зависть сопряжена с жадностью – стремлением не допустить, чтобы другому было лучше, чем тебе, урывать для этого максимум возможного в любой ситуации. Человек в армии доходит до полного самодурства в вопросах жадности и зависти, а всё потому, что слишком концентрируется на мелочах. Главное же от него не зависит, полностью находясь в воле высшего командования и армейских правил поведения.