Слухи

Огромный процент времени бойцы проводят за разговорами. Подобное положение вещей складывается по двум направлениям.

 

С одной стороны, человек – существо социальное, а потому обречён огромную часть времени проводить в общении с себеподобными. Когда молодые работают, делая что-либо совместно, они неминуемо вступают в разговор и треплются без перерыва обо всём на свете и ни о чём. Заниматься этим им не мешает даже работа, которая за разговором кажется только интересней или просто меньше надоедает.

 

Разговаривают солдаты и с офицерами, и со старослужащими, и между собой; общаются и сами старослужащие. Подобные разговоры объединяет то, что они протекают мимолётно, через пару встречных фраз, а то и через брань.

 

С другой стороны, в казарме очень часто ребятам нечем заняться, что особенно характерно для старослужащих, и они ищут выход в воспитании молодых, в спиртном и в подогреваемых им разговорах. Таким образом, общение в армии по одной из линий порождается бездельем.

 

У бойцов появляется нездоровая жажда знать всё обо всём происходящем или могущем произойти. В любом случае, солдат с жадным блеском в глазах цепляется за любую информацию. Такая информация, попав к одному человеку, оказывается в очень благодатной для распространения почве. И вот уже весь личный состав владеет информацией.

 

Так в армии рождаются слухи. Их признак – непроверенность, слепая вера людей в их справедливость только потому, что они возникают по болезненным для всех солдат вопросам, и чем большее число людей затрагивает вопрос, тем быстрее и масштабнее слухи. На скорости распространения слухов сказывается и молодость ребят, простое происхождение и необразованность многих из них, порождающие наивность и невежество. А эти качества во все времена рождали слухи и усиливали их распространение.

 

Слух возможен также по незначительному для солдат вопросу и вообще по любому поводу, но в основе его появления неизменно лежит благодатная почва армейского коллектива. В данном разрезе казарма напоминает огромный улей, в котором одновременно перемещается огромное количество пчёл, и все они при этом жужжат, жужжат, жужжат…

 

 

Слухи и информация в армии перемещаются не только внутри казармы. Бойцы и офицеры ездят в командировки, в том числе и в другие части. Проходят совместные учения, полевые выходы. Бойцы из разных частей могут случайно пересекаться в госпиталях, столовых, во время увольнений. В госпиталях, например, собираются солдаты и сержанты из совершенно разных частей страны. Некоторые бойцы могут входить в войска, занятые транспортировкой грузов, занимать водительские должности. Наконец, часто происходят переводы солдат и офицеров из части в часть. Это постоянное перемещение означает интенсивнейшую циркуляцию информации в армии. Ведь жадные до новостей и слухов солдаты буквально накидываются друг на друга с вопросами. Поднимается настоящая буря информации – точь-в-точь как циркуляция воздуха между разными по знаку атмосферного давления областями, только роль засасывающего всё извне вакуума здесь играет бедность на события армейской жизни. Часть, подобно губке, впитывает крохи новой информации, которая затем разлетается по казарме со скоростью слухов. Учитывая же, что большая часть информации касается армейской жизни (как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит), то в любой части, поварившись в коллективе какое-то время, можно составить довольно полное представление о ситуации в армии вообще. А если ещё и самому поездить по другим частям в командировки, побывать в госпитале и съездить на совместные с другими частями учения, то, имея светлую голову на плечах, можно составить довольно точный социологический срез армейской структуры и сиюминутной, а также исторической ситуации в армии.

 

Думаю, такой метод получения информации будет гораздо полнее и точнее всех социологических исследований армии официальными методами, с использованием официальных же отчётов и цифр. Иллюстрация тому – настоящая работа.

 

Фактически сей метод оказывается уникальным методом сбора информации, но не более того. Кроме «голой» информации он ничего не даёт – знание автоматически не даёт понимания. Дальнейшее будет зависеть от опыта и головы исследователя, от того, сумеет ли он правильно распорядиться полученной информацией.