Специфика ответственности

Первым правилом ответственности в армии является её иерархическое распределение и персонификация. Здесь всегда ясно, кто именно несёт ответственность за произошедшее. Так, в невоенное время ответственность обычно несёт низшее звено в иерархии, а вот в военное и вообще при ужесточении ответственности её начинает нести тот, кто первым получил приказ, вне зависимости от его статуса. Это обстоятельство делает армию исключительно эффективным инструментом общества и при необходимости заставляет её многократно повышать интенсивность работы и активность командования, заставляет командование изощряться, чтобы только сохранить звёзды и головы.

 

Но здесь также действует и другое правило, а именно: не пойман – не вор. Действует во всех отношениях, в том числе и в отношении сачкования. Если же тебе по факту разрешается что-то неуставное (пить чай в строевой каптерке, курить здесь или в казарме, выходить ненадолго за территорию части), то это вовсе не означает, что, если вдруг тебя застанут за пожиранием запретного плода, это легко сойдёт с рук. Тут всё надо делать втихаря, даже если оно и разрешено по факту. Делай, но не светись. Думаю, в этом аспекте пересекается официальное и реальное, причём, последнее в ряде ситуаций не должно входить в конфликт с первым, иначе всё решится в пользу официального. Главное в армии – освоить искусство безболезненного обхода официального, а это целый комплекс неявных правил поведения, усвоение которых приходит с опытом. Здесь, как и везде, можно идти двумя путями: методом проб и ошибок и усвоением наставлений старших (в смысле, более опытных) товарищей.

 

На данном принципе зиждутся не только отношения рядовых с офицерами и сержантами, но и офицеров с вышестоящими офицерами. Особенно ярко это проявляется в процессе проверок и инспекций, к которым в большинстве случаев готовятся заранее. Чего только стоит бумага, висящая в некоторых кабинетах проверяющих или высоких руководителей и именуемая «График внезапных проверок»! Ничего не поделаешь, такова диалектика реальной жизни.